Медиа-лента

15 августа
2019
НОВОСТИ Всем в лизинг: новые правила для покупателей сельхозтехники

Отмена программы 1432 и переход к «лизинговой господдержке» при покупке сельхозтехники пугает многих участников рынка. Новые правила пока не понятны ни самим производителям, ни поставщикам услуг – лизинговым компаниям. О том, как изменится рынок, готовы ли российские аграрии работать в новых условиях и насколько вообще эффективна современная система господдержки в нашей традиционной рубрике «Блиц» рассказал коммерческий директор ООО «АГКО Финанс» Евгений Асташкин. 

- В июне мы писали, что Минсельхоз хочет получить полномочия по осуществлению от лица РФ прав акционера АО «Росагролизинг». Многие участники рынка боятся, что таким образом власти создают очередную госкорпорацию-монополию, которая убьет рынок. Насколько эти опасения обоснованы?

- Конечно, в лизинговых компаниях есть некоторое недопонимание, как изменится рынок после прекращения программы 1432 и опасения, что Росагролизинг возьмет курс на монополизацию рынка. Такая ситуация, например, существует в соседнем Казахстане, где львиная доля сельхозтехники приобретается при помощи госкомпании «Казагрофинанс». Но в РФ совершенно иной объем рынка, который будет естественным ограничением для монополизаци - невозможно эффективно «переварить» весь объем техники. Росагролизинг - это крупная компания с большим штатом сотрудников по всей стране, но и количество участников рынка сельхозтехники, включая потребителей, поставщиков и производителей, так же очень велико. Как мне кажется, это самое серьезное препятствие на пути монополизации. Думаю, федеральные власти это понимают – поэтому и в Госдуме, и в Минсельхозе сейчас регулярно идут различные мероприятия и экспертные сессии, посвященные этой теме. Но некоторая степень неопределенности и волнения, конечно, есть.

- В связи с этим, какой прогноз вы даете на развитие рынка коммерческого лизинга в РФ и вашей компании в ближайшие годы?

- С 2014 года, когда компания «АГКО Финанс» пришла в Россию, мы идем по траектории органичного роста и постепенно наращиваем объемы (как в денежном выражении, так и в единицах техники). Лизинг активно проникает в покупательскую среду аграриев, и его преимущества очевидны. Мы рассчитываем, что эта тенденция будет продолжаться – и номинальные объемы будут расти, и доля продаж сельхозтехники АГКО через лизинг. До насыщения рынка лизинговых услуг в России еще очень далеко. На развитых рынках через кэптивные компании (дочерние финансовые компании производителя или дилера) проходит 70-80 процентов от всего объема продаж, в том числе у AGCO Finance в Европе. В России в среднем это пока порядка 30 процентов, объективно это наш резерв для развития. 

- Как вы оцениваете нынешнюю систему господдержки АПК в целом? Есть ли идеи, что еще необходимо рынку? 

- На мой взгляд, на сегодняшний день в плане господдержки сельхозтоваропроизводители зачастую выступают в роли «ведомых» - государство или региональные власти определяют формы этой поддержки, а аграрии уже решают для себя, готовы они воспользоваться ими или нет. Сформированный запрос аграрного сообщества на какие-то новые меры господдержки есть только в отдельных подотраслях сельского хозяйства, например таких, как производство молока. Самое главное (и это касается любой страны мира), чтобы доступ к поддержке был обеспечен наиболее простым способом, с минимальными бюрократическими препонами. Например, хорошо работает программа льготного кредитования: аграрии получают кредит в банке по льготным процентным ставкам, а затем банк сам рассчитывается с государством по субсидиям. По сравнению с порядком компенсации процентной ставки, который существовал ранее, это существенно проще. В целом, любая мера поддержки должна быть понятной, четко структурированный и легко выполнимой. 

Пару лет назад действующий тогда министр сельского хозяйства Александр Ткачёв признал, что в России господдержка перекошена, приоритет отдавался крупным хозяйствам в ущерб малым формам и фермерам. Как мне кажется, это было связано с тем, что чиновникам проще давать поддержку крупным предприятиям, так как можно получить более заметный эффект в показателях от одного проекта. Крупные инвестиции предполагают отдачу в виде масштабного строительства, большого количества новых рабочих мест, поступления налогов и так далее. А если эту сумму поддержки распределить между десятками или сотнями мелких фермеров, то «быстрый» эффект будет не столь очевиден, при том, что количество различного рода проверок и согласований увеличится на порядки. Хотя в долгосрочной перспективе, на мой взгляд, такой подход даст более стабильный рост, сократит риски за счет диверсификации и обеспечит более устойчивое развитие сельских территорий. Надеюсь, власти это действительно поняли, и за декларациями о поддержке фермеров мы увидим реальные действия.

Артем Федоров

Источник публикации: rosng