Медиа-лента

10 сентября
2018
НОВОСТИ Оптимистическая трагедия

В правительстве заговорили о выходе российского машиностроения из кризиса и предложили оставить ряд отраслей без прямых госсубсидий. Словно в подтверждение этому суд приостановил дело о банкротстве концерна “Тракторные заводы”, а Владимирский моторно-тракторный завод готовят к перезапуску производства. Но дальнейшая их судьба все равно неясна. Много предприятий машиностроения находится в плачевном состоянии. Лишение их господдержки как раз и может привести к кризису, считают лидеры отраслевых профсоюзов.

ВЗГЛЯД ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Рабочая группа (подкомиссия) правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на 2019 - 2021 годы предложила подумать об отказе от “антикризисной” помощи предприятиям машиностроительного комплекса. Возглавляет группу премьер-министр Дмитрий Медведев. В нее входят: министр финансов Антон Силуанов; выступивший с резонансным предложением об изъятии сверхдоходов у промышленных предприятий помощник президента Андрей Белоусов; вице-премьер Татьяна Голикова и другие. С протоколом заседания группы от 10 августа ознакомился “Коммерсантъ”. По данным газеты, рабочая группа “в связи с положительной динамикой развития” автопрома, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, легкой промышленности и других отраслей, снижением ключевой ставки ЦБ и ростом платежеспособного спроса предлагает отказаться от прямых субсидий из бюджета, направленных “на стимулирование спроса на промышленную продукцию указанных отраслей”.

Предлагается в ближайшие три года урезать господдержку по следующим направлениям:

- субсидирование компаний, готовых закупать инновационные вагоны (с повышенной нагрузкой на ось в 25 тонн). На эти цели запрашивалось по 2,5 млрд руб. в год;

- компенсация пароходствам двух третей от ставки по кредиту на строительство судна либо от лизингового платежа, выдача судового утилизационного гранта, выделение средств АО “Объединенная судостроительная корпорация” на программы льготного лизинга;

- льготный лизинг в автомобильной промышленности и субсидии на закупку газомоторной техники. В согласованные на 2019 - 2021 годы субсидии автопрому входит компенсация затрат, учитывающая рост импортных пошлин на компоненты для производства автомобилей, узлов и агрегатов (1,2 млрд руб., хотя ранее заявлялась дополнительная потребность в 24,2 млрд руб.). Также на данный момент согласована, но может быть изменена субсидия в размере 110,2 млрд руб. на 2019 год производителям автомобилей классов “Евро-4” и “Евро-5”;

- субсидии сельхозмашиностроению. Пока заводам предоставляются средства на скидки в размере 15 - 20% от цены техники для аграриев. В 2018 году на это заложено не менее 10 млрд руб.

В Минэкономразвития и Минфине давно обсуждали необходимость прекратить господдержку машиностроительного комплекса, но Минпромторг не соглашался с этой идеей. Глава министерства Денис Мантуров в кулуарах форума “Технопром” выразил надежду, что в 2019 году государство продолжит финансировать поддержку спроса в машиностроении. Объем необходимых средств пока определяется, точные суммы могут назвать в сентябре после внесения проекта бюджета в Госдуму.

Собеседник “Коммерсанта”, знакомый с ситуацией, полагает, что если прямой продержки из бюджета больше не будет, Минпромторг сможет провести средства через свой нацпроект. Более подробных комментариев на этот счет из ведомств не поступало.

ПОВОД ДЛЯ ОПТИМИЗМА?

Арбитражный суд Чувашии приостановил дело о банкротстве концерна “Тракторные заводы” (КТЗ), что, впрочем, не касается продолжающихся банкротств входящих в него предприятий. А закрытый в июле 2018 года Владимирский моторно-тракторный завод готовят к перезапуску производства. Но можно ли на фоне растущего числа банкротств во всех отраслях экономики считать это основанием для оптимистической оценки ситуации в машиностроении?

Концерн “Тракторные заводы” объединяет свыше 20 производственных и торговых компаний из разных регионов России. В ноябре 2017 года по иску Внешэкономбанка был запущен процесс банкротства управляющей компании КТЗ. Исковые требования ВЭБ составляли 68,5 млрд руб. долга. На собрании кредиторов в середине июля 2018 года было принято решение о переходе к конкурсному производству, однако уже 28 августа судебное производство по банкротному иску было приостановлено. Глава ВЭБ Игорь Шувалов заверил, что произойдет финансовое оздоровление концерна, а долги будут реструктурированы.

К этому концерну относится в числе других и Владимирский моторно-тракторный завод, где 20 июля 2018 года уволили 300 последних работников. В конце августа его посетила делегация во главе с генеральным директором ПАО “Промтрактор” Игорем Шпаком, чье предприятие тоже входит в КТЗ. Целью визита стала оценка состояния зданий, сооружений и оборудования. Обсуждалась и возможность перезапуска производства дизельных двигателей.

Председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Андрей Фефелов пока не видит поводов для оптимизма. Он считает, что дальнейшая судьба концерна остается неясной:

- В концерн “Тракторные заводы” входят предприятия, представляющие различные отрасли промышленности: производство тракторов и комбайнов, вагоностроение, ВПК. Проблема тянется лет семь, и, к сожалению, конца и края пока не видно. Сегодня реально никто не сможет ответить, что будет дальше с концерном, как он будет развиваться. На Владимирском моторно-тракторном заводе в свое время трудились 20 тысяч человек, а перед его закрытием оставалось 300 работников. Производство чего там можно возобновить?

Кризисные явления в ряде отраслей российского машиностроения, которые наблюдались еще четыре-пять лет назад, во многом действительно удалось преодолеть благодаря локальным, не всегда достаточным мерам господдержки. Но это не значит, что при первых признаках стабилизации следует отказываться от мер стимулирования, считает зампред комитета Госдумы по экономической политике и промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. По его словам, отсутствие господдержки - это “дискриминация отечественных производителей, поскольку их зарубежные конкуренты помимо субсидий получают еще и льготы на экспорт своей продукции”.

КОММЕНТАРИИ

Андрей Чекменев, председатель Российского профсоюза работников промышленности:

- К сожалению, общее состояние экономики такое, что те предприятия, которые находились в сложном положении, так и остаются в нем и выплыть сами вряд ли смогут, так как спрос на их продукцию не возобновился. Нельзя говорить, что кризис в машиностроительной отрасли прошел. И станкостроение, и тяжелое машиностроение, и приборостроение все еще находятся в шатком состоянии. Есть отдельные предприятия, которые нашли свою нишу и успешно работают. Но они - не показатель. В “оборонке” есть как вполне успешные, так и проблемные предприятия. Конечно, правительство ищет возможности для снятия нагрузки с бюджета, но нужно понимать, что появится огромное число предприятий, которые сами не смогут справиться. Говорить, что кризис завершился и все мы успешно работаем, преждевременно.

Андрей Фефелов, председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ:

- У нас в стране есть кризис? Кризиса в стране нет. А вот если отказаться от мер господдержки отраслей промышленности, вот тогда и наступит кризис! Программы по стимулированию спроса на продукцию предприятий делают свое дело и должны делать дальше. Потому что без этих программ нереально дальнейшее развитие нашей промышленности, в том числе машиностроительной отрасли. Это процесс, который должен годами выстраиваться. Сегодня мы приводим в порядок загубленное ранее станкостроение и машиностроение. Без государственной поддержки это просто-напросто невозможно.

БЕЗ ПОДДЕРЖКИ НЕ ВЫПЛЫВУТ

Подтверждение вышесказанному - реальная картина происходящего в российской машиностроительной отрасли (по материалам новостной ленты за август 2018 года).

Убыток 108,245 млрд рублей

АО “Курганский машиностроительный завод” (КМЗ), входит в концерн “Тракторные заводы”, единственный в России производитель боевых машин пехоты. 6 сентября арбитражный суд Курганской области рассмотрит заявление Внешэкономбанка с требованием признать предприятие банкротом. Сумма вменяемых КМЗ долгов в рамках этого дела превышает 68,51 млрд руб. Курганмашзавод выступает поручителем или залогодателем по кредитам третьих компаний, которые тоже входят в концерн “Тракторные заводы”. Убыток за 2017 год составил 108,245 млрд руб. На предприятии работают свыше пяти тысяч человек.

Около 1500 безработных

ВПО “Точмаш” - одно из крупнейших предприятий Владимирской области, флагман военно-промышленного комплекса, выставлено на продажу. Официальная версия его закрытия, донесенная руководством до увольняемых сотрудников, - нерентабельность предприятия. В результате без работы останутся около полутора тысяч сотрудников.

Задолженность по налогам - более 145 млн рублей

ООО “Омский завод нефтегазового оборудования”. С требованием его банкротства в суд обратилась Налоговая инспекция. Причиной иска стала крупная задолженность по налогам - более 145 млн руб. Рассмотрение дела назначено на 18 сентября. На предприятии работает больше 500 человек.

Долг 100 млрд рублей

АО “Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева”. 17 августа работники протестовали против массовых сокращений и продажи большей части территории завода. Центр Хруничева, который занимается созданием ракет-носителей “Протон” и “Ангара”, за последние несколько лет ушел в долги на 100 млрд руб. перед банками и “Роскосмосом”.

Долг более 9,3 млрд рублей

АО “Энгельсский локомотивный завод” открыт в 2015 году, но из-за судебных тяжб находится под угрозой закрытия. В 2017 году компания “ВЭБ-Лизинг” потребовала от него возврата займа в сумме 9,3 млрд руб., а также погашения задолженности по договорам лизинга.

Долги по налогам более 34 млн рублей

ООО “Городецкий судоремонтный завод” создано в 2006 году на базе старейшего в Городце судоремонтно-механического завода и является одним из крупных судоремонтных предприятий на верхней и средней Волге. ФНС подала заявление о банкротстве завода. Долги по налогам превышают 34 млн руб. Городецкий СРЗ - градообразующее предприятие.

Иск на сумму 3,1 млн рублей

ООО “Юргинский машиностроительный завод” - в прошлом одно из крупнейших в Кузбассе и Западной Сибири предприятий машиностроительной отрасли, его головная компания - Ростех. Московский торговый дом “ОМТ” подал в арбитражный суд Кемеровской области заявление о признании завода банкротом с иском на сумму 3,1 млн руб. Последние пять лет завод практически не приносит прибыли.

Убыток составил 466,625 млн рублей

ПАО “Нижегородский машиностроительный завод” входит в концерн “Алмаз-Антей”. Убыток за первое полугодие 2018 года составил 466,625 млн руб. За год долг вырос в 2,6 раза. Выручка снизилась на 21,3%.

Источник публикации: Солидарность