Медиа-лента

5 октября
2020
НОВОСТИ РАФ-2020: «Локализация сельхозтехники: стресс-факторы и необходимые меры»

Развитие отечественного рынка комплектующих играет решающую роль в процессе локализации сельхозмашиностроения в РФ. К такому выводу пришли участники сессии «Локализация сельхозтехники: стресс-факторы и необходимые меры», которая состоялась в рамках Российского агротехнического форума-2020. Модератором мероприятия выступил генеральный директор АО «Евротехника» Вадим Смирнов.

В сессии приняли участие: руководитель проекта по новой технике ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» Михаил Денисов, генеральный директор ООО «Пегас-Агро» Светлана Линник, начальник управления перспективных технологий ФГУП «НАМИ» Максим Шипов, генеральный директор ООО «10-ГПЗ» Роман Кулешов.

Генеральный директор АО «Евротехника» Вадим Смирнов в своем выступлении рассказал о слабых точках ПП №719 (Прим. ред.: Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации"), а также произвел сравнительный анализ Программы 1432 (Прим. ред.: Программа государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники).

Российское сельхозмашиностроение, по словам спикера, на протяжении последних лет демонстрирует существенный рост. Дальнейшее развитие упирается в конкурентоспособную компонентную базу. Государство запускает различные стимулирующие мероприятия по развитию производства компонентов, в том числе, через требования к производителям сельхозтехники. Это повышение локализационных требований по ПП № 719 для создания спроса на российские компоненты и прямые меры поддержки инвесторов. В то же время отрасль имеет свою специфику, отличие от тех же автомобилестроителей — много небольших предприятий, разнородность продукции и другие. Существуют риски, связанные с внедрением новых стимулирующих механизмов и выработкой вариантов их снижения.

Вадим Николаевич убежден, что система должна быть в большей степени не «тянущая», а «толкающая» — производители компонентов должны получить стимулы — субсидии, льготные программы на техническое перевооружение. Тогда они сами в большей степени будут искать своего потребителя, который будет заинтересован не только из-за жестких требований государства, но и из-за цены и качества.

Генеральный директор ООО «Пегас-Агро» Светлана Линник рассказала, что в связи с пандемией все российские производители оказались в зоне риска, т.к. значительная доля комплектующих поставляется из-за рубежа. Поэтому, по мнению Линник, введение ПП № 719 является своевременной мерой, поскольку производство комплектующих должно быть локализовано на территории нашей страны.

На сегодняшний день локализация основных моделей «Пегас-Агро» составляет 52% по бальной методике расчета. Неустранимым импортом является, в первую очередь, двигатель и гидравлика. Удалось произвести имортозамещение гидроцилиндров, гидроблоков, амортизаторов и узких тракторных колес. Но по-прежнему   есть компоненты, не имеющие российских аналогов. Проблема заключается в том, что отечественный рынок потребителей данных компонентов имеет небольшую емкость, а создание производства окупается только при значительных объемах выпуска. Так же само качество компонентов российских производителей оставляет желать лучшего.

Для решения этих проблем необходимо создать благоприятный инвестиционный климат и разработать программы, стимулирующие обновление станочного парка и внедрения новых технологий. Так же, необходима разработка мер и требований для стимулирования производителей автокомпонентов в обязательном получении сертификата СТ-1, т.к. из-за малых объемов потребления автокомпонентов предприятиями сельхозмашиностроения тема для них не актуальна, и выполнение заказов небольшого объема не является приоритетным.

Руководитель проекта по новой технике ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» Михаил Денисов в своем выступлении от имени группы компаний «Ростсельмаш» рассказал об опыте локализации компонентов в РФ: «В течение последних 5 лет Ростсельмаш активно реализует программу по локализации производства компонентов в РФ по 68 направлениям», — заявил спикер.

Некоторые компоненты удалось локализовать, что позволило без потерь пережить пандемию и гибко перестраивать цепочки поставок, но есть и те компоненты, которые до сих пор не получается производить в России. Это компоненты гидравлических систем, редукторы и трансмиссии, подшипники и т.д.

Одна из проблем, препятствующая локализации некоторых компонентов на российском рынке — это небольшой объем производства. Для решения этой проблемы необходимо консолидировать потребителей узлов и компонентов, на уровне министерства привлекать потенциальных инвесторов и производителей к проектам по локализации в РФ. Так же необходима экономическая поддержка со стороны государства в виде льгот по налогам и предоставлению субсидий.

Начальник управления перспективных технологий ФГУП «НАМИ» Максим Шипов рассказал о том, как считались баллы, исходя из локализации конкретных компонентов. Здесь больше всего вопросов у машиностроителей.

В частности, главное изменение в балльной системе — это более детализированное описание используемых компонентов для производства продукции, технологических операций для производства компонентов и переход от количества выполняемых технологических операций на балльную оценку.

Спикер отметил, что основной сложностью является недостаточный уровень развития компонентной базы. А именно, ограниченная номенклатура производства компонентов по техническим параметрам. Например, в Российской Федерации производят качественные дизельные двигатели промышленного применения, но не перекрыт весь необходимый мощностной ряд для производителей самоходной сельскохозяйственной техники. Это диапазон мощностью 30-75 кВт. Аналогичная ситуация в производстве других ключевых компонентов: компоненты трансмиссии, компоненты гидравлики, подшипники.

Представитель ФГУП «НАМИ» заявил, что необходима комплексная государственная программа мер поддержки по развитию компонентной базы на всех стадиях: НИОКР, организация производства, реализация на внутреннем рынке, экспорт.

По мнению участников сессии, качество компонентов можно повысить только при условии стабильного заказа, кроме того, необходимо внедрение современных технологий. В ходе дискуссии потребители и производители технических элементов аграрных машин поделились своими планами и требованиями к производству.